Select your language here

воскресенье, 9 октября 2016 г.

Современная велосипедная транспортная инфраструктура

ВВЕДЕНИЕ

Велосипедная транспортная система (ВТС) во многих крупных и крупнейших городах мира заняла законное место среди прочих транспортных систем, доказав тем самым свою полезность и необходимость. Удобно вписавшись в городское пространство, она ежегодно прирастает новыми велосипедами, велодорожками и велопарковками, повышая общую мобильность горожан. Причиной столь стремительных изменений стала возросшая велосипедизация населения, а также позитивная позиция городских властей, решающих задачи, созданные этим новым общественным вызовом.
Исследования показывают, что в городах средний прирост велолюбителей, активно пользующихся велосипедом, сегодня составляет более 10% в год [15]. Такая популярность велосипеда проистекает не только из его развлекательных, оздоровительных, спортивных, но и транспортных возможностей. В последнее время многих велолюбителей интересуют именно они. Тем самым велосипед выходит за рамки границ привычной ему социальной сферы и активно осваивает транспортное пространство.
Популярность велосипеда также обусловлена его качественными преимуществами, главным из которых является абсолютная экологическая чистота. Эффективность велопоездок, особенно, на короткие расстояния также неоспорима. На байке можно, легко и быстро преодолеть намеченный маршрут, при этом, не дожидаясь общественного транспорта и совершенно бесплатно. 



 Новые трансформации в жизни городов влекут за собой поиск и создание новых градостроительных решений, обеспечивающих удобную и безопасную среду для транспортного передвижения населения на велосипедах. Признавая полезность этих трансформаций для окружающей среды, власти, как на государственном, так и на муниципальном уровне, осознанно идут на серьезные бюджетные расходы. Под строительство велосипедных дорожек и других элементов велосипедной инфраструктуры выделяются значительные суммы. Порой они достигают нескольких десятков, а то и сотен миллионов долларов США [23].
Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие сегодня в мировом велосипедном движении, не могли не затронуть и нашу страну. За последние десять лет в Беларуси число активных велолюбителей значительно выросло. Например, если в 2015 году в минском городском велопараде участвовало около 2 тыс. велосипедистов, то через год, в 2016 году, их общее количество превысило 9 тыс. человек. А это –  почти 400%-й прирост!  
 В связи с этим многие городские администрации стали серьезно задумываться над тем, как управлять этим бурным процессом. Ведь без внесения определенных изменений в существующие градостроительные программы и проекты сегодня уже не обойтись. Велосипеду, как городскому транспортному средству, нужны соответствующие качественные элементы велосипедной транспортной инфраструктуры (ВТИ), причем, в достаточном объеме.
Но ответить на вопросы «Что делать?» и «Как?» сегодня не так-то просто. В определенной мере этому мешает многообразие технологий, правил, устройств, конструкций и т.д. и т.п., предлагаемое из-за рубежа. К тому же это многообразие неструктурированно, находится в постоянном развитии и обновлении. Для города, вступающего на путь создания мультимодальной транспортной системы, использующей велосипед [14], необходим комплексный и углубленный анализ сложившегося зарубежного опыта, подкрепленный взвешенными экспертными оценками.
Изучение тематики научных публикаций ведущих зарубежных ученых и исследователей показывает, что в странах Европы и США вопросам функционирования ВТИ, особенно в последнее время, уделяется очень серьезное внимание. В одних научных работах и статьях, эта тема рассматривается глобально, с позиций формирования новой транспортной системы, оптимально функционирующей в условиях динамично трансформируемых градостроительных концепций [16, 17, 18].  В других, – отдельно изучается каждый элемент ВТИ. Выявляются различные причинно-следственные связи, возникающие как внутри создаваемой системы, так и в процессе ее взаимодействия с существующей материально-пространственной средой современного города [19, 20, 21].
Результаты этих многочисленных исследований в целом укрепляют научный базис, сложившийся в этих странах. Но все же, одной из целей зарубежных исследователей является их влияние на общественность и городские власти, от которых зависит то или иное управленческое и финансовое решение. Поэтому при изучении данных исследований следует помнить, что проводятся они в рамках конкретных государств и городов, и под конкретный заказ. Это очень важное, хоть и косвенное обстоятельство.
Следует добавить, что информационно-нормативные документы, находящиеся в открытом доступе в крупных исследовательских центрах и базах данных США и Европы, таких, как Federal Highway Administration (FHWA), Transportation Research Information Services (TRIS), Organization for Economic Co-operation and Development's (OECD 's), European CyclistsFederation (ECF) и др., содержат множество уже готовых решений и рекомендаций на тему устройства городской велосипедной системы [22]. Но эти решения также следует рассматривать под призмой определенных задач,  стран и городов, и слепое их копирование может привести в тупик.
В России до недавнего времени вопрос развития велосипедного транспорта рассматривался в основном в форме общественных инициатив (И. Налимов, И. Маркин, В. Филиппов, Ю. Разин, В. Сычев) [13]. В последние годы ряд российских ученых (Ю. Трофименко, С. Шелмаков, А. Галышев, А. Сова, В. Буренин, С. Зеге, В. Федоров и др.), принимая во внимание нарастающую потребность общества и властей в определенной научной базе, активизировали работу по проведению исследований и разработок в данной области. Ими подготовлен ряд концептуальных положений и научных статей по рассматриваемой проблематике [10, 11, 12]. Эта работа находится в русле задач, входящих в национальный доклад «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции», где в частности говорится, что в России велосипеду должно быть отведено одно из важных мест при создании будущей транспортной инфраструктуры [28].
Углубленное изучение вопросов развития велотранспорта в Беларуси пока не ведется, хотя научная общественность позитивно воспринимает затронувшие весь мир и нашу страну процессы велосипедизации населения. Главными инициаторами изменений в данной сфере пока выступают общественные организации Минска и других городов. Активно взаимодействуя в последние годы с городскими властями, они уже многого добились, и этот задел является стартовой площадкой, от которой можно оттолкнуться при организации отечественных научных исследований.
Хочется сказать, что новая история белорусского велосипедного движения начинается в 2009 году, когда в Минске была построена первая обособленная магистральная велодорожка превосходного качества, разделяющая город на две части. Сегодня длина этой дорожки составляет около 27 км. Также за эти годы УП «БелНИИПградостроительства» и УП «МинскГрадо» внесли свой заметный вклад в создание национальной ВТИ. Благодаря их усилиям подготовлена и утверждена первичная нормативная база для проектирования велосипедных объектов, ведутся специальные и систематические наблюдения за происходящими процессами в сфере велодвижения.
Еще одним кардинальным шагом стало утверждение в 2011 году Концепции обеспечения системы велосипедного движения в г. Минске [6]. Данный документ стал ключевым организующим началом, который объединил главные направления развития в данной области, в том числе в части создания городской ВТИ. Концепцию можно без преувеличения назвать ориентиром для других крупных и крупнейших городов Беларуси.
Однако, несмотря на достигнутые результаты, наша страна находится еще в самом начале этого сложного пути. Очевидно, что проблема формирования сбалансированной городской велоинфраструктуры в Беларуси пока не только решена, но и остается весьма злободневной. Она по-прежнему беспокоит умы тех, кто ежедневно трудится над улучшением качества городской жизни.
Потому, мы считаем, что при всем сложившемся разнообразии и широте подходов к решению обозначенной проблемы за рубежом, наша отечественная наука должна сказать свое весомое слово. И начать надо с изучения вопросов создания ВТИ в рамках существующей градостроительной политики, углубившись в основы ее организации и проектирования. При этом следует подвергнуть глубокому анализу опыт, накопленный в других городах и странах.
Цель данного исследования – подготовить обзор текущего состояния дел в области проектирования, создания и функционирования ВТИ и определить приоритетные направления дальнейших исследований.  
Объектом настоящего исследования является велосипедная транспортная инфраструктура крупных и крупнейших городов.
Предмет исследования – существующие подходы, методы и основы проектирования, создания и функционирования ВТИ. 

                                                                             Читать всю статью...

Комментариев нет:

Отправить комментарий